Переходи на новый диалог с творчеством!

Открытие ноябрьской выставочной волны

17 ноября в Центре современного искусства прошло открытие очередной выставочной волны.

В программе: «Входите, открыто!» — интерактивная выставка из Музея Анны Ахматовой. Придумана и сделана сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (СПб). Питер Пэн, Алиса, Дюймовочка, Царь Салтан, Маленький принц... Давно знакомые и любимые герои. А что мы знаем о людях, в чьем воображении возникли эти персонажи и волшебные истории? Можно ли угадать, кто из авторов был летчиком, а кто математиком? Кто вдохновлялся рассказами старой няни, а кто без конца путешествовал по миру? В каком из персонажей можно разглядеть сразу шесть мальчиков, а в каком — разговорчивого военного в отставке. Выставка предлагает буквально открыть дверь в мир любимых писателей.
Также зрители увидели скульптуру и живопись Михаила Едомского (СПб). Он родился в 1964 г., коренной петербуржец, выпускник знаменитой «Мухи», скульптор, график, живописец.
В его творчестве счастливо соединяются обращение к примитиву, к русскому народному искусству, в какой-то мере, богородской резьбе, с традициями петербургской культуры. Интерпретация петербургской темы восходит у него к Достоевскому, Гаршину, Федотову.
«Человек в нескольких штрихах» — портрет-шарж от Ильи Алексеева. Суметь выявить в физиономии любого человека самые характерные черты, передать их легко и стремительно, экономно, но точно — это значит передать саму суть человека, причем, иногда на уровне психологического портрета Серова или Репина. Эти работы даже трудно назвать шаржами, в них нет насмешки, а только наблюдательность, простодушная честность художника и талант.
Выставка, авторами которой стали известный новгородский журналист Антоний Киш и молодой фотограф из Санкт-Петербурга Анна Ващило называется «Насыщенность. Чёрно-белое против цветного».
 
Трудно сказать, у кого именно возникла идея столкнуть в одном выставочном пространстве чёрно-белую и цветную фотографию, но для её реализации потребовался целый проект. Фотографы договорились с 30 персонажами (это были самые разные люди, разных профессий, судеб, характеров и т. д.) и снимали их на т. н. ч/б и цвет, только немного меняя ракурс и иногда масштаб.
Выставка к пятилетию студии «Триптих» (руководитель Валентина Пепеляева).
Студия была основана в сентябре 2012 года при КЦ «Диалог». Руководитель студии: Валентина Пепеляева — член союза художников России, график-дизайнер, педагог, увлеченный своим любимым делом человек. В студии занимаются люди разных возрастов, профессий и уровня подготовки. Так, самому старшему студийцу — 77 лет, а самому младшему — 16. Но всех их объединяет неудержимое желание рисовать, все любознательны и пришли в студию развивать как академические навыки, так и приобретать новые знания и умения в современных тенденциях искусства.


24-часовая Ночь искусств в ЦКИиОИ «Диалог»

4 ноября на сцене Культурного Центра «Диалог» прошла демонстрация уникальных спектаклей «Театра-24».

Создавая спектакли сценаристы опирались на творчество заслуженного художника России Вячеслава Михайлова, чьи работы экспонируются в Центре современного искусства.

 

Напомним, Театр-24 — это проект позволяющий объединить молодых и талантливых любителей театра на одной площадке и доказать всем, что каждый способен создать отличную театральную постановку. Суть проекта довольно проста — за ночь участники, взявшие на себя роль драматургов, пишут сценарий.Утром этот сценарий получают участники — режиссеры, актеры, декораторы. У них всего несколько часов на создание спектакля. Ведь уже вечером зритель увидел четыре разных постановки от четырех разных команд проекта.

Фото: Светлана Разумовская, Николай Насонов, Ольга Аксёнова — Дом творческой фотографии «МЫ».



Ночь искусств в Японском стиле в «Диалоге»

3 ноября Рахманиновском зале Центра «Диалог» в рамках «Ночи искусств» прошла музыкальная гостиная «Страна поэтов и самураев: Япония, которую мы не знаем».

— Как и почему в Стране восходящего солнца время искусств сменилось временем воителей? Искусство владения музыкальным инструментом и искусство владения оружием — есть ли в них общее? Словом, тема нашего разговора — литература и музыка эпохи Хэйан на фоне самурайских доспехов эпохи Сэнгоку. Рассказ об одной из старейших японских школ стратегии воинских искусств Катори Синто-рю будет сопровождаться показом реплик средневековых доспехов и оружия, демонстрацией приёмов иай-дзюцу (быстрое обнажение меча), а также техники фехтования мечом в паре против различных видов оружия. И всё это — под звуки кото, сямисэна и сякухати, — прокомментировали организаторы.

На сей раз в музыкальной гостиной было двое ведущих: Татьяна Берфорд (музыковед, кандидат искусствоведения), Сергей Гурьянов (инструктор школы Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю).
Собравшихся объединила живая беседа, новые знания и, конечно, чашечка чая.
Фото: Светлана Разумовская — Дом творческой фотографии «МЫ».


Фотомикс из города цвета окаменевшей водки

8 сентября Культурный центр «Диалог» и Новгородский центр современного искусства открыли творческий сезон.

Сентябрьская выставочная волна состоит из пяти выставок. Две из них подготовлены итальянскими художниками.
Петербургский художник Валерий Лукка назвал свою выставку «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки». Почти сразу Лукка стал работать в брутальной эстетике с возбуждённым левкасом и разным подручным мусором, что привело его к коцептуальному экспрессионизму, оригинальному направлению современного искусства, которое художник отстаивает до сих пор. Путешествие от картины-руины к идеально «плохой» картине сделало Валерию Лукку пожалуй, самым метафизичным и рефлексивным художником Петербурга рубежа ХХ и ХХI веков творчество которого неизменно вызывает интерес не только у критиков и искусствоведов, но и у сообщества интеллектуалов.
Выставка «Фотомикс» объединяет четырёх новгородских авторов: Сергей Гормин, Дарья Окулун, Мария Пулич, Олисей Росс. Сергей Гормин известный в городе теле- и радио-ведущий, давно занимался фотографией, что называется, «для себя». В какой-то момент окружающие поняли, что всё что он делает, выходит далеко за рамки альбомной фотографии. И, пожалуй, впервые решили проверить согласятся ли с этим новгородские любители художественной фотографии. Другие авторы проекта не первый раз показывают своё искусство. Все они, в разное время были лауреатами фотофестиваля «Окоём». Но соединение разных авторов на одной выставочной площадке всегда даёт непредсказуемый, а иногда и сильный эффект.
Фотопроект Марка Назарова «МАМЫ», при поддержке благотворительного фонда «ЗВЕЗДНЫЙ ПОРТ» рассказывает о жизни, о надеждах, о силе духа мам неизлечимо больных детей, ставит цель привлечь внимание к их проблемам и силами неравнодушных людей оказать посильную помощь.
Фотографии участниц проекта выполнены в жанре психологического портрета. Подобный жанр призван показать глубину духовного мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Все выставки будут работать до 8 октября в Новгородском центре современного искусства (КЦ «Диалог») по адресу Б. Московская 37/9, с 11:00 до 19:00 кроме понедельника и вторника.
Посмотрите на это событие глазами фотографа Дома творческой фотографии «МЫ» Светланы Разумовской.


Открытие сезона в КЦ «Диалог»

8 сентября Культурный центр «Диалог» и Новгородский центр современного искусства открыли творческий сезон.

Сентябрьская выставочная волна состоит из пяти выставок. Две из них подготовлены итальянскими художниками (куратор Энзо Форнари).
Петербургский художник Валерий Лукка назвал свою выставку «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки». Художник родился в деревне Порохова Ярославской области, где его семья — потомки финских крестьян — оказались в ссылке. Из-за болезни мамы он, вместе с братом, 3 года провёл в детском доме. После 8 класса работал токарем и слесарем на заводе, поступил в железнодорожный институт, но закончил военное училище в Риге. Служил в авиации в Фергане. С 1970 года увлёкся живописью. С трудом уволившись из армии, поступил в Институт им. Репина в Ленинграде, но на искусствоведческое отделение, поскольку на живописное отделение не взяли из-за низкой подготовки. Параллельно, вольнослушателем, учился живописи у профессора Петра Кипарисова. Тогда же познакомился с Вячеславом Михайловым и Феликсом Волосенковым, с которыми и создал позднее знаменитую группу «Три богатыря». Почти сразу Лукка стал работать в т. н. брутальной эстетике с возбуждённым левкасом и разным подручным мусором, что привело его к коцептуальному экспрессионизму, оригинальному направлению современного искусства, которое художник отстаивает до сих пор. Путешествие от картины-руины к идеально «плохой» картине сделало Валерию Лукку пожалуй, самым метафизичным и рефлексивным художником Петербурга рубежа ХХ и ХХI веков творчество которого неизменно вызывает интерес не только у критиков и искусствоведов, но и у сообщества интеллектуалов. Надеемся на внимание и новгородской публики.
Выставка «Фотомикс» (куратор Наталья Голева) объединяет четырёх новгородских авторов: Сергей Гормин, Дарья Окулун, Мария Пулич, Олисей Росс. Сергей Гормин известный в городе теле- и радио-ведущий, давно занимался фотографией, что называется, «для себя». В какой-то момент окружающие поняли, что всё что он делает, выходит далеко за рамки альбомной фотографии. И, пожалуй, впервые решили проверить согласятся ли с этим новгородские любители художественной фотографии. Другие авторы проекта не первый раз показывают своё искусство. Все они, в разное время были лауреатами фотофестиваля «Окоём». Но соединение разных авторов на одной выставочной площадке всегда даёт непредсказуемый, а иногда и сильный эффект.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ФОТОПРОЕКТ Марка Назарова «МАМЫ», при поддержке благотворительного фонда «ЗВЕЗДНЫЙ ПОРТ» рассказывает о жизни, о надеждах, о силе духа мам неизлечимо больных детей, ставит цель привлечь внимание к их проблемам и силами неРАВНОДУШНЫХ людей оказать посильную помощь.
Фотографии участниц проекта выполнены в жанре психологического портрета. Подобный жанр призван показать глубину духовного мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Характер подобной фотосъемки кардинально отличается от традиционной. Оказываясь в пространстве студии перед фотокамерой, модель отвечает на специально подготовленные совместно с психологом вопросы, составленные в индивидуальном порядке.
От вопроса к вопросу модель погружается в свой внутренний мир переживаний, забывая о съемочном процессе. Подобное состояние дает возможность запечатлеть широкую гамму естественных эмоций, которые подчас красноречивей любых высказанных слов...
Перед открытием выставки Марк Назаров и организаторы проекта провели специальную пресс-конференцию для журналистов.
Все выставки будут работать до 8 октября в Новгородском центре современного искусства (КЦ «Диалог») по адресу Б. Московская 37/9, с 11:00 до 19:00 кроме понедельника и вторника. Цена билета 100 р. Льготный 50 р. Справки по т. 94-60-79.

В Великом Новгороде прошла дискотека для тех, «кому за 700»

Накануне в КЦ «Диалог» новгородцы отрывались под бодрые и мелодичные фолк-мотивы. А познакомила публику с миром средневекового грува банда из Тюмени «Gilead». Творчество группы основано на музыкальных традициях Европы и Скандинавии. Впервые ребята заявили о себе в 2012 году. В 2015 вышел их первый полноформатный альбом «Thousand Times». Коллектив известен не только в России, но и за рубежом. 10-ого ноября «Gilead» отправились в свой первый большой гастрольный тур, включающий 18 городов нашей необъятной родины, чтобы представить публике свой новый релиз – «Medieval Groove» – фирменный микс этники и электроники.

Перед началом концерта нам удалось пообщаться с художественным руководителем и волынщиком группы Айдаром Аминовым.
– Ваш коллектив впервые в нашем городе?
– Да, мы первый раз. Этот тур мы организовали с помощью букинг-агентства. Эти гастроли у нас приурочены к выпуску нашего второго полноформатного альбома, обкатываем программу, презентуем публике.
– Как в городах встречают новый альбом?
– Везде по-разному. Вообще люди всегда встречают очень тепло, обстановка такая непринужденная, практически везде полные залы.
– По вашим наблюдениям, много ли сейчас поклонников фолк-культуры?
– Она становится популярной. Различные компьютерные игры, реконструкция, фэнтезийные сериалы и книги. На этой волне, я думаю, фолк-музыка популяризируется достаточно активно.
– А что лично вас привело в эту культуру?
– Все началось в школьные годы с ролевых игр, потом были серьезные увлечения, такие как историческая реконструкция, мы изучали культуру средневековья, быт. Впоследствии я начал интересоваться средневековой музыкой. Моим первым инструментом была флейта. После я уже познакомился с ребятами из Тюмени, переехал туда – родом я из Тобольска – и мы собрали банду.
– У вас достаточно большой коллектив, разные музыкальные инструменты. Как вы друг с другом нашлись? Или это не составляет труда в творческих кругах?
– Когда мы начинали, мы играли не на аутентичных музыкальных инструментах. У нас была цель их собрать, придумать образы и потом уже выходить с ними на сцену и презентовать свои первые творения. У меня к тому времени уже была волынка, потом мы приобрели средневековый барабан. Арфиста мы специально не искали, потому что в Тюмени в принципе сложно найти такого человека. Потом мы встретили Машу. Она как раз собиралась купить арфу и захотела играть с нами, уже буквально на первой репетиции она учили с нами композиции.
– Помните свое первое выступление?
– Мы как раз сегодня об этом вспоминали с ребятами. Мы выступали на презентации одного крупного концерна виски. Это было в Тюмени в средневековом отеле. То есть это был такой корпоратив небольшой, человек 50. Мы сыграли буквально три или четыре композиции, очень волновались. Но нам аплодировали, чему мы сильно удивились. С тех пор решили, что будем заниматься проектом до последнего.
– Имеет ли для вас значение количество публики в зале?
– Это очень важно. Публика – это ведь диалог, без зрителей искусства не будет.
– А как относитесь к мейнстримовым направлениям? Сегодня, к примеру, на волне моды хип-хоп культура.
– Я наблюдаю за современной сценой, за хип-хоп исполнителями. Вчера вот себе дреды заплел в Санкт-Петербурге (улыбается). Мне нравится современная хип-хоп сцена. Помимо этого, мне нравится современная электронная музыка. Некоторые моменты электронной музыки мы использовали и в своем новом альбоме. Нужно ведь экспериментировать. Новая музыка – это всегда интересно.
– Обычно говорить о том, о чем мечтается, считается плохой приметой. Но что осуществилось из того, что вам очень хотелось?
– Это наш новый альбом. Он получился таким, как мы и хотели, и даже лучше, благодаря нашему звукорежиссеру. И мы сейчас в туре с этим альбомом. Что может быть для музыканта лучше, чем показывать свое творчество людям? У нас достаточно плотный график, каждый день выступаем, еще недели две будем ездить. Мы презентуем альбом, и мы счастливы. Не было ни одного города, где бы нас проигнорировали, и был бы пустой зал.
– На каких концертных площадках вам нравится выступать больше?
– Мы можем выступать в разных форматах: от исторических фестивалей под открытым небом с многотысячной публикой до маленьких уютных баров, в ДК или каких-то филармониях тоже комфортно. Подача материала просто будет разная. Лично мне, конечно, нравится играть на больших рок-площадках, где высокая сцена, стоячие места, агрессивный свет, много звука. Отдача публики на таких концертах гораздо сильнее. Такая «вечеринка без галстуков». Люди могут поорать, побеситься, попрыгать. Кому-то из наших ребят больше нравится, когда люди сидят, серьезные персоны приходят, чтобы послушать музыку. Мне нравится, когда толпа перед сценой стенка на стенку, или, когда люди просто носятся по кругу.
– В вашем репертуаре есть песни на немецком, старофранцузском. Вы сами пишите эти тексты, или за переводом обращаетесь к специалистам?
– Ну мы же занимаемся исторической реконструкцией, и привыкли к тому, что нужно поднимать какие-то архивы, вести какую-то научную работу исследовательскую. К тому же у нас в составе есть виолончелистка Дарья, которая последние два года живет в Санкт-Петербурге, она лингвист по образованию, специалист в романо-германской филологии. Она помогает нам писать тексты, помогает с произношением. Еще до нашего времени дошли многие средневековые тексты, а мы просто дописываем мелодию, или наоборот.
– На ваш взгляд, в чем заключается миссия музыканта?
– Нести культуру в массы. Зажигать в людях огонь. Музыка, как и любое другое искусство, - это процесс передачи своего видения мира.
– Каким же показывает мир группа «Gilead» своему слушателю?
– У нас есть несколько слоганов: «дискотека для тех, кому за 700», «грув во время чумы». Мы хотим показать, что несмотря на то, что мы играем музыку, которой уже тысяча или несколько сотен лет, ничего не меняется, все подчиняется старым законам, время идет по спирали. Мы несем людям средневековый праздник. И этот праздник был востребован как тысячу лет назад, так и сейчас. Мы стараемся, чтобы люди на наших концертах веселились и радовались жизни.


Современная графика и скульптура войдут в экспозицию новой выставочной волны в «Диалоге»

Когда очередной месяц достиг своего экватора, это может означать только одно: новая выставочная волна в «Диалоге»!
«Центр современного искусства» Сергея Пухачева снова порадует обилием выставок. Их будет пять.
Первая приехала прямиком из Северной столицы. Экспозиция «Входите – открыто!» была придумана и сделана сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Но это не просто выставка, а целая игра:
«Это такие образования, их 20, которые человек открывает и оказывается внутри литературного произведения, и там с ним-что-то происходит», – поясняет Сергей Пухачев.
Выставка привлечет внимание не только детей, но и их родителей. Посетители смогут заглянуть сквозь дверь жизни любимых писателей от Андерсона до Гомера, а также самим создать собственную историю!
Следующая выставка вновь от петербургского гостя. Михаил Едомский, скульптор, график и живописец, представит свои «Сокровища мастерской». В своих работах художник талантливо соединяет русское народное искусство, богородскую резьбу и культурные традиции Санкт-Петербурга, делая отсылки к творчеству Достоевского, Федотова, Гаршина.
«Очень тоже важная для нас выставка-фотобатл. Два фотографа, Антоний Киш и Анна Ващило, затеяли сравнить черно-белую и цветную фотографию. Они делали портреты известных людей нашего города, примерно с одних ракурсов», – рассказывает об одном проекте «выставочной волны» Сергей Пухачев.
К слову, победителя в этом соревновании определит зритель путем специального голосования.
Кроме того, вы увидите выставку от новгородского молодого художника с узнаваемым подчерком – Ильи Алексеева – «Человек в нескольких штрихах». Несколько лет назад Илья уже демонстрировал в залах «Центра современного искусства» свои фотографические работы. Но как оказалось, молодой человек еще и талантливый график. На выставке вы увидите портреты-шаржи известных российских деятелей: литераторов, ученых, критиков, математиков и тд.
Также свои наработки представят участники художественной студии для взрослых «Триптих». Студия в этом году отмечает свой первый юбилей. Потому и выставка носит символическое название «Горизонт-5». В студии занимаются люди разных возрастов, профессий и уровня подготовки. Самому старшему студийцу – 77 лет, а самому младшему – 16. Почти все работы были созданы в течении последних двух лет. Большое интервью с руководителем студии Валентиной Пепеляевой вы можете прочитать на нашем портале «Пароход Онлайн» в разделе «Кают-компания».
Новая выставочная волна стартует в пятницу в КЦ «Диалог» 17 ноября в 18:00 и продлится до 17 декабря.


Роберт Анчиполовский: «Джаз должен быть интеллектуальным»

Осенний джаз в КЦ «Диалог» становится уже хорошей традицией. В минувший понедельник перед новгородской публикой выступил квартет Р. Анчиполовского - А. Подымкина. Концертную программу музыканты посвятили творчеству выдающегося американского саксофониста Фила Вудза.
На данный момент в составе квартета: альт-саксофонист Роберт Анчиполовский, за фортепьяно – Алексей Подымкин, контрабасист Макар Новиков и барабанщик Уэйн Смит Джуниор.
- Вы бывали раньше в Великом Новгороде?
Роберт: Я в первый раз. Я только слышал раньше о вашем городе. Знаю только композицию «Господин Великий Новгород», а так я даже не знал, с какой стороны находится город.
- С таким бешеным темпом работы удается ли вам сделать паузу и прогуляться по местным улочкам городов, где вы выступаете?
Алексей: Все зависит от того, какая дорога, долго ли мы ехали. Случаются у нас и дни свободные, когда приезжаем за день до концерта, но это бывает крайне редко.
Роберт: Из машины я смотрел: ваш город красивый, я очень люблю старые постройки.
Макар: Я был в вашем Кремле. Скажу, что это прекрасно, стоит посмотреть.
- В музыкальном мире все чаще исполнители в своем творчестве стараются переплетать несколько направлений, получая в результате фьюжн стиль. С другой стороны, есть музыканты, которые выступают за классическое звучание, но с авторской подачей. Какой путь ближе вам?
Роберт: Лично я называю себя old fashion. Мне близко старое направление, 50-60-е гг. Я люблю современную музыку, но я не люблю ее играть, и не стремлюсь писать музыку в современном стиле. И сейчас я для себя решил, что вообще в ближайшее время ничего писать не буду. Просто есть столько великой музыки, что хочется еще ее сыграть! А свою я на этом фоне и не вижу. Даже Диззи Гиллеспи (джазовый трубач-виртуоз 1917-1993, США - прим.ред.) сколько бы он не играл бибоп, он его сам придумал, всегда говорил: «Я продолжаю учиться его правильно играть». Поэтому, когда люди высказываются, что они уже изучили какой-то стиль и знают его хорошо, и теперь хотят что-то свое, я с усмешкой на это смотрю. Безусловно, есть те, кто принципиально не играют старую музыку, может быть не считают ее интересной, смешивают джаз с фанком или роком, и совершают большую ошибку. Эта музыка звучит пусто.
Алексей: Нужно знать азбуку. Я с Робертом согласен на 90%. Мне еще пока интересно играть что-то свое. Но бывает так, что я думаю, что это мое, а потом оказывается, что другой человек это 20 лет назад придумал. Поэтому в словах Роберта есть очень большая правда. Многие музыканты молодые, к сожалению, проскакивают базисный период, когда вся эта музыка создавалась. Все, что сегодня играется на высочайшем техническом уровне, все было заложено раньше.
Роберт: Вот возьмите, Майлс Дэвис (джазовый трубач 1926 - 1991, США – прим. ред.) играл с Чарли Паркером (джазовый саксофонист 1920 -1955, США – прим.ред.), у истоков бибопа стоял, потом перешел в кул-джаз, потом в модальную музыку, затем пришел в авангард и из него в рок, это получилось ближе к 90-ым. То же самое Джон Колтрейн (джазовый саксофонист 1926 – 1967, США – прим.ред.), он играл свинг, играл у Джони Ходжеса (альт-саксофонист 1906 – 1970, США – прим.ред), у Диззи Гиллеспи, даже у Дюка Эллингтона (руководитель джаз-оркестра 1899 – 1974, США, - прим.ред.) однажды. Он постепенно двигался и пришел в ту музыку, которую сегодня никто из саксофонистов не перепрыгнул, я думаю еще лет 100 никто не придумает ничего.
- Этот тур посвящен Филу Вудзу. Почему?
Алексей: Полтора года назад мы обсуждали с Робертом сделать совместный проект. Он предложил сыграть посвящение Филу Вудзу, к тому времени Роберт уже сыграл эту музыку, но с оркестром.
Роберт: Мы стараемся придерживаться стиля Фила Вудза, так, как это было при нем. Не пытаемся осовременить, а идти с ним в одном направлении, насколько это у нас получается.
Алексей: Для этого тура мы старались привлечь человека, который играл с Филом Вудзом 45 лет, был продюсером его пластинок – это Бил Гудвин, барабанщик. Мы с ним договорились. Но тот объем концертов, который мы планировали, оказался больше. Бил оказался не готов к такому количеству, это были бы тяжелые переезды, а ему уже 75 лет.
Роберт: Даже и в 30 и в 40 лет тяжело отыграть концерт, два часа поспать, поехать, опять отыграть, сделать саундчек, а бывают такие дни, что и не попадаешь в гостиницу. В 75 лет, я думаю, это не реально.
Алексей: Поэтому у нас появился Уэйн Джуниор.
- Каждый из вас музыкант с огромным багажом знаний, опыта, со своим исключительным взглядом на музыку и ее понимание, как вам работается вместе?
Роберт: С Макаром у нас до этого получалось пару раз на джеме вместе поиграть, с Алексеем у нас тоже был опыт джема. То есть не играли вообще вместе, но было такое ощущение, будто на сцене вместе всю жизнь. Ведь часто такое бывает, когда басист не дружит с барабанщиком, или саксофонисту не удобно. А тут все было слажено, звучание с первой минуты было, словно пластинка.
- А как думаете, почему так сошлось у вас?
Макар: Звезды так сошлись (смеются). Ну, во-первых, мы все профессионалы высокого уровня, во-вторых, по личным качествам и темпераменту мы сошлись.
- Это важно?
Хором: Это очень важно!
Роберт: Барабанщик и басист играли с Филом Вудзом на протяжении 45 лет, менялись только трубачи и иногда пианисты. Когда у него спрашивали, почему он не меняет состав, он отвечал: а зачем, если так очень удобно, для чего усложнять? Если Фил хотел что-то поменять, он менял пианиста (смеется).
Алексей: Когда мы начали этой программой заниматься и обсуждать репертуар, я увидел, насколько огромно наследие Фила Вудза. Я не был с ним знаком. Не смотря на то, что я стараюсь себя просвещать, узнавать новые имена, быть в курсе, но Фил Вудз для меня абсолютное открытие. У него настолько огромный пласт музыки, такой разной и живой, актуальной, но ее никто не знает. При этом его композиции звучат понятно, доступно, в них есть энергетика, настроение. Это не придуманная музыка, а естественная.
- Как вы относитесь к фильмам о музыкантах? Например, смотрели ли вы фильм «Одержимость» (режиссер Дэмьен Шазелл, 2014 год – прим.ред), где главный герой превращает путь к успеху в единственную цель в жизни и маниакальную одержимость?
Алексей: Конечно, смотрели.
Роберт: Я вам честно скажу. Я учился в Америке, но с таким планом идиотства там не встречался. Мне кажется, даже если ты играешь в оркестре и ошибся с нотой, никто тебе слова не скажет, никто в тебя стулом не кинет. Это в фильме так придумано. Например, есть фильм про Майлса Дэвиса, там из него сделали конченного наркомана и убийцу, проститутки вокруг него. Да, это все было, но не так, как это представлено в кино.
Алексей: Это звенья одной цепи. Например, фильм, который сняли про Высоцкого, когда речь идет не о творчестве и не о фигуре творца…
Макар: Дом-2 просто.
Роберт: Я никогда не видел, чтобы преподаватель швырял что-то в ученика, тем более в Америке. Все эти школы зависят от учеников, даже если он дибил, его будут терпеть, потому что он платит за это деньги. Честно вам скажу, Фил Вудз выгонял меня несколько раз с занятий. Я еще тогда плохо говорил по-английски и не все понимал, что он мне объяснял. Он терпел меня 5 минут, после чего выгонял из класса.
- Обидно было?
Роберт: Ну, не обидно. Я просто не понимал, что он от меня требовал. Фил по 2-3 месяца не пускал меня на занятия. Он говорил: я не хочу тратить на тебя свое личное время.
Алексей: Еще по поводу фильма «Одержимость». Все наши знакомые отечественные и американские музыканты просто смеются над ним. Он сделан для дилетантов, чтобы ввести в заблуждение относительно наших профессий.
Роберт: Есть, конечно, музыканты, которые очень много занимаются. Паркер, говорят, занимался по 20 часов в день. Я занимался по 8-9 часов. Чем дольше играешь, тем хуже звучит, поэтому надо делать паузы, чтобы мозги остывали.
- В таком случае, в чем, на ваш взгляд, секрет успеха?
Макар: В балансе. В постепенном развитии. Важно не один день позаниматься 20 часов, это должно быть на постоянной основе.
Алексей: Ты должен не только играть, но и читать, смотреть фильмы.
Роберт: У вас есть время, ходите в музеи, читайте книги, развивайтесь. Джаз должен быть интеллектуальным. Колтрейн любил музеи, Майлс Дэвис рисовал, Тони Беннет тоже рисует. Должны быть какие-то интересы, помимо того, чтобы слушать целый день музыку.


Сергей Стадлер: «Для удовольствия я музыку не слушаю»

Заслуженный артист России, дирижёр, скрипач-виртуоз, названный академиком Дмитрием Лихачёвым «русским Паганини». Он концертировал более чем в сорока странах мира, записал более тридцати дисков. Выступает с лучшими музыкальными коллективами мира — оркестрами Санкт-Петербургской филармонии, Государственным академическим симфоническим оркестром России, Российским национальным оркестром и многими другими. Накануне в культурном центре «Диалог» выступил Сергей Стадлер.
Перед концертом музыкант ответил на несколько вопросов.
– Можете ли вы себя назвать счастливым человеком?
– Да, потому что я занят в жизни делом, которое мне очень нравится. Это не всегда так бывает.
– Есть ли у вас еще увлечения помимо музыкального творчества?
– Вы знаете, музыка, если человек живет в искусстве, и есть то, что вы называете увлечением. То есть ваш вопрос предполагает, что я поработал, а потом пришел домой и занялся рассматриванием коллекции почтовых открыток – любимым делом. Ну, такого нет. Если вы живете в искусстве, то, как правило, вся жизнь там.
– А какую музыку вы сами предпочитаете слушать? Каких композиторов, исполнителей?
– Я могу ради шутки ответить, что больше всего на свете люблю увертюру к оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Но если серьёзно, то я ведь профессионал, а для профессионала этот вопрос кажется странным. Для меня музыка – это и работа в том числе. Я слушаю огромное количество сочинений, но, как правило, лишь те, которые мне нужны. А если у меня есть такая возможность, то стараюсь побыть в тишине. То есть для удовольствия, как вы это понимаете, я не слушаю ничего. И это нормально. Потому что люди живут сейчас в музыкальном шуме. Вы же выбираете какое-то радио, какое-то направление. Вы любите чуть-чуть это, чуть-чуть это. Но часто, когда слышите музыку, не понимаете, что играет.

– Что бы вы могли посоветовать людям, профессия которых связана непосредственно с музыкой?
– Я считаю, что этим стоит заниматься только, если ты не можешь этим не заниматься. Если человек решил быть профессионалом, то, соответственно, должен посвятить этому жизнь. Потому что, мне кажется, музыкальный мир очень интересен сам по себе, и ребенку его надо обязательно показать. А дальше он уже сам решает: нравится или не нравится. Я имею в виду ту музыку, которая называется классической. А игра на рояле, например, для собственного развития, она конечно хороша для любого человека. А для того, чтобы посвятить жизнь этой профессии, очень трудной и тяжелой, требующей большого мастерства, огромной отдачи, совершенно оторванной от реальной жизни, то для этого должно быть призвание. Но это выбор и ответственность родителей, потому что начинать заниматься музыкой нужно в пять лет. 
– Какое выступление стало для вас самым запоминающимся?
– Таких концертов было много. Поскольку всего их за мою жизнь было несколько тысяч. Какой-то пример тут странно приводить. Запоминается выступление обычно тогда, когда удается сыграть так, как ты хочешь. Собственно, это верно для любого человека в искусстве: рисовать так, как ты хочешь, станцевать или написать музыку. Это не всегда так бывает. 
На концерте прозвучали избранные произведения Антонио Вивальди – «Времена года», концерты для скрипки с оркестром.
© 2017 ЦКИиОИ "Диалог". Все права защищены.